


В Казахстане страховой рынок существует более 25 лет, однако простые граждане по-прежнему сталкиваются с недостаточной защитой от жизненных трудностей. Елнур Бейсенбаев, депутат мажилиса, отметил, что в развитых странах страхование является важным социальным инструментом, предназначенным для минимизации финансовых рисков. В Казахстане же, по его словам, выгоду получают лишь владельцы страховых компаний.
Депутат привел примеры недостатков действующего законодательства. Например, если человек погибает в ДТП, страховая компания выплачивает сумму только в том случае, если у него есть иждивенцы. В то же время, согласно банковскому законодательству, долги по кредитам переходят к наследникам, независимо от наличия иждивенцев. Бейсенбаев также указал на абсурдность ситуации, когда смерть ребенка в ДТП не влечет за собой никаких правовых последствий в страховом законодательстве, тогда как за погибших домашних животных предусмотрены страховые выплаты.
По мнению депутата, такое положение вещей противоречит принципам справедливости и здравого смысла. Он подчеркнул, что страхование должно служить защитой для людей, а не создавать дополнительные проблемы. Бейсенбаев также отметил, что максимальная сумма выплат по обязательной страховке составляет всего 600 МРП, что не соответствует реальным затратам на ремонт автомобилей. Например, стоимость одной фары дорогого автомобиля может достигать нескольких миллионов тенге, а общая сумма ремонта зачастую в десятки раз превышает эту цифру. Это создает финансовые трудности для виновников ДТП и их семей, вынуждая их прибегать к кредитам и продаже имущества.
В связи с вышеизложенным, депутат предложил несколько инициатив. В частности, он призвал к обязательной выплате страховых сумм наследникам погибших, независимо от наличия иждивенцев, а также к увеличению сумм страховых выплат, которые должны значительно превышать 600 МРП. При этом размер страховой премии следует сохранить на прежнем уровне. Бейсенбаев также предложил подготовить пакет изменений в области гражданско-правовой ответственности в сфере страхования.
На фоне этих обсуждений также поступили новости о намерениях снизить класс водителя в страховке при грубых нарушениях правил дорожного движения, что может стать еще одной мерой по улучшению ситуации на рынке страхования в стране.