Согласно мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей передать «черные ящики» разбившегося самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) подчеркивает серьезный и ответственный подход Астаны к расследованию авиакатастрофы, которая произошла 25 декабря в Актау. Это шаг соотносится с международной практикой, согласно которой «черные ящики» исследуются в странах-производителях самолетов. В данном случае, самолеты Embraer производятся в Бразилии и известны своей надежностью.
Дубнов отметил, что в результате внешнего воздействия на самолет была нарушена работа гидравлики, что сделало невозможным ручное управление. Он подчеркнул, что расследование должно проводиться профессионально, без политического давления. В этом контексте он выразил опасения, что передача «черных ящиков» в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), расположенный в Москве, могла бы привести к искажению результатов расследования из-за давления со стороны России.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев также выразил недоверие к российским властям, заявив, что самолет был сбит российскими силами и что Москва стремится замять эту историю. Он отметил, что в день катастрофы российские власти долгое время не признавали очевидные причины происшествия, настаивая на альтернативных версиях.
Крушение самолета Embraer, выполнявшего рейс из Баку в Грозный, произошло в трех километрах от аэропорта Актау. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа. В настоящее время расследование продолжается с участием международных экспертов, и «черные ящики» расшифровываются с их помощью.
Среди пассажиров были граждане Азербайджана, России, Казахстана и Кыргызстана. Известно, что 29 человек выжили, однако состояние некоторых из них остается тяжелым. К сожалению, среди погибших есть и граждане Казахстана.
Казахстанское Министерство транспорта ранее сообщило о своем решении направить «черные ящики» в Бразилию, основываясь на рекомендациях Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и проведенных консультациях с авиационными властями Азербайджана и России.