


В современном цифровом мире фальсификация контента становится все более распространенной. Искусственный интеллект создает не только поддельные изображения и видео, но и музыкальные каверы, которые могут вводить людей в заблуждение. К примеру, недавний случай с «Говновозом» – песней, в которой текст шансона Михаила Шелега наложен на музыку Владимира Высоцкого и исполнен голосом, напоминающим баритон классика. В аннотации к клипу утверждается, что это «архивная запись» с концерта 1969 года, что вызывает сомнения у многих.
Настоящий кавер подразумевает законное использование оригинального произведения с разрешения автора или его наследников. В случае, если автор умер, права на его произведение действуют в течение 50 лет после смерти, и разрешение необходимо получать у наследников. Если произведение стало общественным достоянием, согласие не требуется, но указание автора остается обязательным.
В ситуации с «Говновозом» возникает множество вопросов о правомерности использования оригинального текста и музыки. Неизвестно, спрашивали ли создатели кавера разрешение у Шелега или его наследников. Кроме того, музыка, использованная в кавере, была сгенерирована искусственным интеллектом, что ставит под сомнение авторство. Кто же на самом деле является автором – ИИ, пользователь, задавший параметры генерации, или разработчики программы?
Проблема авторских прав в контексте ИИ остается неразработанной. В мире уже возникают судебные иски от художников и поэтов, чьи работы используются нейросетями без разрешения. В Казахстане, как и в других странах, пока отсутствует четкое законодательство, регулирующее этот вопрос. Хотя существуют статьи, защищающие авторские права и репутацию, сложность заключается в том, что часто невозможно определить личность создателей фальшивых каверов.
Ситуация требует внимательного подхода и разработки новых норм, которые учтут особенности использования искусственного интеллекта в творчестве. В то время как законодатели работают над этим, пользователи продолжают создавать контент, который может нарушать авторские права, оставаясь при этом анонимными.